План счетов бухгалтерского учета. Дебет, кредит и сальдо. Система двойной записи

/
Новости
/

Бухгалтерский учет — это система постоянного, непрерывного, последовательного и взаимосвязанного отражения всех хозяйственных операций, процессов, финансовых результатов. Профессия бухгалтер одна из самых древних. Лука Пачоли, итальянский математик, на рубеже XV и XVI веков придумал бухгалтерский учет. Будучи ребенком, он помогал купцу делать записи его операций, в последствии «деловой учет» стал его ремеслом.

Необходимость в точном отражении и фиксации всех операций формирует психопортрет профессии бухгалтер. Качества, которыми специалист должен обладать — это педантизм, точность, скрупулезность, внимательность, усидчивость, восприимчивость, обучаемость, а в условиях современности и стрессоустойчивость. Желание овладеть профессией, не бояться консультироваться с опытными специалистами, делает путь самосовершенствования легче и перспективнее.

Предприятие с начала деятельности ведет синтетический и аналитический учет. Синтетический учет – это выражение операций в общей сумме на отдельных бухгалтерских счетах. Под аналитическим учетом понимают детализацию, в отличных от стоимостных, измерителях: натуральных, трудовых. Аналитический учет ведется на карточках: для зарплаты – лицевых, для основных средств – инвентарных.

 Сочетание синтетического и аналитического учета представляет собой невероятную ценность, благодаря которой можно получить любую информацию о задолженностях, остатках товаров, взаимоотношениях с сотрудниками и бюджетом.

Бухгалтерский счет – что это?

Для систематизации и упорядочивания всех данных в хозяйственной деятельности каждая организация использует бухгалтерские счета. В разных странах они могут иметь свои цифровые обозначения. За каждым объектом учета закреплен свой счет – некое цифровое значение. В Украине действует План счетов, но для государственного и частного секторов они отличаются. Для государственного сектора план счетов утвержден приказом Министерства Финансов №1203 от 31.12.2013 года, для коммерческого сектора это – приказ №291 от 30.11.1999 г (с изменениями и дополнениями). В Международных стандартах допускается использование цифровых значений, если это необходимо для удобства, однако это не строго регламентировано.

  • Структура плана счетов подразделяется на классы: от первого до девятого, а также нулевой.
    1. Необоротные активы.
    2. Запасы.
    3. Денежные средства и их эквиваленты.
    4. Собственный капитал и обеспечение обязательств.
    5. Долгосрочные обязательства.
    6. Краткосрочные обязательства.
    7.  Доходы и результаты деятельности.
    8. Затраты по элементам.
    9. Расходы.
    10. Забалансовые.

Каждый из классов содержит перечень счетов, которые подчиняются определенным правилам и начинаются на такую же цифру, как и сам класс.

Счет имеет двухзначное значение, но может быть расширен при необходимости до большего количества знаков после основного счета. Детализация может зависеть от валюты операций, характера взаимоотношений с покупателями и поставщиками. Если бухгалтер считает необходимым разделить по типу покупателей на оптовых, мелкооптовых, дистрибьюторов – значит счет «расчеты с покупателями» будет иметь три субсчета. Каждый субсчет подчиняется правилам основного счета. Прописать детализацию счетов необходимо в приказе об учетной политике.

Счета бывают активные, пассивные или активно – пассивные. Структуры активного и пассивного счетов похожи, но правила работы их кардинально отличаются. Сальдо (остаток) начальное и конечное для активного счета всегда будет по дебету. Пассивный же счет будет иметь сальдо начальное и конечное только по кредиту или не иметь его вовсе. Активные счета учитываются слева направо, пассивные — справа налево. Все правила применения мы рассматриваем и отрабатываем в рамках бухгалтерских курсов бухгалтерский и налоговый учет «с нуля», «продвинутый» и «Современный руководитель». Не понимая механизм работы счетов – сложно будет составить бухгалтерскую проводку, затем сформировать оборотно-сальдовую ведомость по счету и в итоге заполнить баланс.

  •  На активных счетах отражаются остатки и движение активов предприятия:
    1. Необоротные активы, такие как основные средства, нематериальные активы;
    2. Оборотные активы: товары, готовая продукция, незавершенное производство, дебиторская задолженность.
  • На пассивных счетах отражаются источники образования активов:
    1. Зарегистрированный капитал, неоплаченный капитал, резервный и дополнительный.
    2. Долгосрочные обязательства, кредиты банков, финансовый лизинг.
    3. Краткосрочные обязательства перед контрагентами, сотрудниками, бюджетом.

Расчетные счета, характер задолженности которых может меняться, относятся к активно-пассивным. Это расчеты с покупателями, поставщиками, сторонними организациями, подотчетными лицами и бюджетом. На таких счетах информация ведется в разрезе контрагентов. В балансе они не сворачиваются и отражаются в развернутом виде.

Счета между собой корреспондируют — взаимодействуют. При каждой операции задействовано минимум два счета. Способ двойной записи позволяет фиксировать изменение состояния хозяйственной операции с одновременным отражением суммы по дебету одного счета и по кредиту другого. Именно так выглядит бухгалтерская проводка. Простая – если корреспондируют два счета, сложная если более двух счетов.

Правила корреспонденции счетов прописаны в инструкции к Плану счетов. То есть не все счета можно хаотично сочетать, нужно руководствоваться требованиями к учету. В процессе работы типовые проводки бухгалтер знает наизусть. Если же необходимо отразить нестандартную по форме и содержанию операцию — нужно обратиться к инструкции. Правильное ведение учета обеспечит точное прочтение бухгалтерского баланса и позволит принять верное решение руководством компании или ее собственником.